Блог a1qa

О тестировании и качестве ПО

Тестирование eHealth-продуктов: о чём важно помнить

«Чёрный лебедь», «локдаун», «пандемия» — эти и многие другие термины, которые стали такими знакомыми в 2020 году, приводят к тому, что правительства многих стран переосмысливают роль технологий в медицине.

Так, одним из приоритетов развития РФ на период до 2030 года стала трансформация, связанная с достижением «цифровой зрелости» основных индустрий, в том числе здравоохранения. Чтобы своевременно реагировать на ситуации, связанные с эпидемией, медучреждения внедряют всё больше инноваций для обеспечения быстрого доступа к электронным услугам, а также для использования новых технологий как при обслуживании, так и при лечении пациентов.

Безусловно, сейчас беспокоиться о здоровье стало ежедневной нормой, а разработка специальных приложений и устройств, способных заменить медицинское оборудование, набирает обороты.

В этой статье мы сфокусируемся на том, какие технологии теперь актуальны, почему важно обеспечивать надлежащий уровень качества eHealth-решений, и как сделать это эффективно несмотря на кризисные обстоятельства.

Тенденции eHealth

В течение последнего года нестандартные решения внедрялись во все сферы деятельности. Например, ввиду карантинных мер участники бизнеса, партнёры, родные и друзья долго взаимодействовали друг с другом на расстоянии, в том числе дистанционно получали медицинскую помощь. Используя телекоммуникационные технологии, количество виртуальных посещений в медучреждения выросло более чем в 15 раз.

Также, плюс к тому, что медцентры по всему миру делают ставку на персонализированное лечение, доступ к big data и технологии «Интернет медицинских вещей» помогает отслеживать состояние здоровья пациента и фиксировать показатели в базах данных.

Уже сейчас можно заметить переход к электронным медицинским картам, что означает хранение большого количества информации о пациентах. Технология big data помогает систематизировать и стандартизовать всю информацию, что предоставляет доступ к информации из любого медицинского центра.

В то же время одной из самых востребованных технологий уже на протяжении нескольких лет остаётся искусственный интеллект (ИИ). Факт того, что общий объём вложений в ИИ в сфере здравоохранения превышает инвестиции в других областях, подтверждается многими аналитическими компаниями, включая Мировой отчёт по качеству (World Quality Report).

Почему? Инновации помогают выявлять заболевания, подбирать необходимое лечение, создавать оптимальную формулу лекарства и многое другое. Компания Frost & Sullivan оценивает рост ИИ в сфере здоровья на 40% в год, таким образом, к 2021 году его доля на рынке приблизится к $6,6 млрд.

Не будем забывать и про мобильные устройства, которые, согласно опросу Statista, сейчас предпочитают использовать 70% респондентов. Так, появились мобильные приложения для поддержания здоровья, которые собирают данные о симптомах, уведомляют о рисках и предоставляют информацию о состоянии здоровья ваших контактов.

Почему важно обеспечивать качество в сфере цифровой медицины?

Из-за быстрых темпов глобальной цифровизации всё больше учреждений здравоохранения используют ИТ-решения и внедряют новые технологии. Зачастую при разработке ПО заранее неизвестно, как оно поведёт себя при реальных обстоятельствах. Поэтому только после проведения тщательного тестирования до релиза можно гарантировать стабильную работу eHealth-продуктов.

Даже минорная ошибка в медицинском программном продукте может привести к угрозе здоровью человека. Например, присуждение показателей анализов другому пациенту из-за опечатки в идентификационном номере может привести к несоответствующему лечению или его отсутствию. Из-за неправильно настроенного ПО для медицинского оборудования параметры могут быть неточными.

Поэтому неудивительно, что, переходя на электронный документооборот, медицинские центры заостряют большое внимание на информационной безопасности, ведь сталкиваются со значительным количеством персональных данных, которые попадают в категорию врачебной тайны.

Как и все приложения, решения в области медицины подвержены риску взлома и несоответствующему распоряжению пользовательскими данными. Незаконное распространение информации клиентов сторонним организациям стало частым явлением. Получая персональные данные, кредитные агентства, рекламные и частные компании используют их для собственных целей.

Каждая информационная система в сфере здравоохранения должна соответствовать требованиям безопасности и конфиденциальности, определёнными законодательством, например, обязательное резервное копирование медицинской документации, возможность размещения данных в единой государственной информационной системе и взаимодействие друг с другом и так далее.

Тестирование ПО помогает предотвращать возможные узкие места и недостатки в ИТ-решении, тем самым избегая последствий в виде утечки данных, обеспокоенности клиентов и ухудшения репутации учреждения.

QA и электронное здравоохранение: тестируем эффективно

До того, как мы начём разбираться в видах тестирования, отметим, что проекты в области здравоохранения только начинают переход на работу по Agile. Однако результаты тех, кто уже его внедрили, превысили ожидания: увеличилась прозрачность процессов, мотивация сотрудников, производительность и скорость поставки решений на рынок. Вот как оценивает ScrumTrek намерения компаний при внедрении Agile.

Agile-трансформации

Источник: ScrumTrek

Достичь этих целей в рамках гибких методологий помогает тщательное тестирование, в котором нуждаются приложения в сфере здоровья ввиду большой ответственности и ряда нюансов.

Выбор QA-сервиса зависит от особенностей ИТ-решения и бизнес-целей. В этой статье эксперты a1qa собрали те виды проверок, которые были наиболее актуальны в трёх кейсах работы с международными представителями индустрии здравоохранения. Давайте углубимся в каждый из них.

Кейс 1. Функциональное тестирование

Проект представлял собой тестирование системы лидера по производству медицинского оборудования, предназначенной для сбора, хранения и обработки данных сеанса с устройств переливания крови, которые могут быть подключены к локальной сети клиента. При оценке безопасности, исходя из возможных последствий, ИТ-решению была присвоена степень тяжкого вреда здоровью — риск серьёзных травм и летального исхода

Чтобы исключить малейшие риски, ещё до проверки системы на соответствие требованиям и стандарту IEC 62304 специалисты a1qa изучили все аспекты работы продукта заказчика, после чего QA-команда провела smoke-тесты, чтобы убедиться в отсутствии блокирующих дефектов, а также выполнила тестирование новой функциональности. Благодаря регрессионному тестированию и валидации дефектов QA-инженеры проверили, что изменения не повлияли на ранее разработанные модули.

Кейс 2. Тестирование производительности

Использование большого количества данных априори предполагает многочисленные операции над ними, что может повлиять на стабильную работы системы. Поэтому эксперты a1qa рекомендуют проверять ответную реакцию ПО на большую нагрузку и выявлять пиковое число одновременных сессий до выхода программного продукта в эксплуатацию.

Так, команда a1qa помогла обеспечить стабильную и непрерывную работу электронной системы здравоохранения, применив поведенческий метод. Имитируя действия реальных пользователей, специалисты оценили скорость реакции системы на операции и её поведение при определённой нагрузке.

Кейс 3. Тестирование big data

Медучреждения регулярно обмениваются данными пациентов, поэтому важно обеспечить целостность и полноту передаваемой информации.

У a1qa есть опыт такого рода: QA-команда тестировала big data для корпорации, предоставляющей услуги фармацевтическим компаниям. Главными трудностями были проверка сложной бизнес-логики подготовки баз данных для заказчиков и большой объём работ. Благодаря предыдущему опыту тестирования больших данных, специалисты a1qa внесли свой вклад в повышение качества конечных продуктов и помогли клиенту достичь поставленных целей.

Бонус. Автоматизация тестирования

Согласно Мировому отчёту по качеству (World Quality Report), компании-разработчики программных продуктов в сфере здоровья сталкиваются с трудностями при внедрении автоматизации тестирования из-за отсутствия нужных навыков и инструментов, а также проблем с тестовыми окружениями.

Чтобы проводить тестирование эффективно, следует граммотно комбинировать ручные проверки и автоматизированные тесты, а также заботиться о создании эффективного решения, которое поможет ускорить рабору, повысить производительность и оптимизировать тестовое покрытие.

Подведём итоги

Новая эпоха медицинского обслуживания подразумевает симбиоз из информационных технологий, индивидуального подхода к пациентам и непрерывного улучшения процессов. А одной из составляющих медуслуг остаётся превентивный подход к ошибкам в этой чувствительной сфере.

Внедрение инноваций в элетронной коммерции помогает спасать жизни, и это причина, почему eHealth-решения нуждаются в эффективном и своевременном тестировании.

Напишите нам, если вы также желаете обеспечить высокое качество своего программного продукта в сфере здравоохранения.

Поделиться статьей: