Блог A1QA

О тестировании и качестве ПО

Ретроспектива как способ оптимизации проектного менеджмента в тестировании

В процессе работы на проектах в сфере IT, в том числе при тестировании ПО, у менеджеров и руководителей команд возникает ряд типичных, часто встречающихся проблем. Эта статья  Павла Новика, менеджера компании A1QA  в Intelligent Enterprise призвана их систематизировать и предложить единый инструмент, который способен решить большинство из них.

Одна из самых распространённых проблем менеджера в QA – его команда допускает ошибки в работе. Причём ошибки могут выражаться как в «пропуске» дефектов программного обеспечения, так и в проблемах с таймингом и коммуникацией, нарушением общего проектного процесса. Это список можно продолжать бесконечно.

Ещё одна довольно частая проблема, с которой менеджер может столкнуться, – это взаимодействие с командой, когда руководитель перестаёт четко понимать, что происходит на проекте. Зачастую дела идут вроде бы довольно неплохо: и команда хорошо справляется, и дефекты «находятся», и документация актуализируется, и отчёты приходят вовремя. Но внутренний голос будто подсказывает менеджеру – что-то не так! Вот-вот наступит какая-то неприятная ситуация, перерастающая в глобальную проблему. Возможно, команде просто перестал нравиться проект, на котором она работает, и задачи, которые на нем решаются. Или вы чувствуете, что главному техническому эксперту на проекте надоело заниматься тестированием и он со дня на день придёт и «заявит», что решил уйти в разработчики. При этом, согласно принципу Паретто (речь о соотношении 20 на 80), этот технический эксперт как раз входит в 20% эффективных ресурсов, делающих всю важную работу на проекте.

Итак, перед нами стоят реальные проблемы проектного менеджмента, которые надо как-то решать, выявив перед этим, в чем их внутренняя сущность. Одним из эффективных путей их выявления и решения является проведение т.н. ретроспективы.

Понятие Ретроспекти́ва (от лат. retrospectare – «взгляд назад») трактуется в Википедии так: взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом. Применительно к области IT, наиболее оптимальным определением представляется следующее: Ретроспектива – это систематическая командная деятельность, направленная на анализ результатов, с целью улучшения эффективности работы команды в IT-проекте. По сути, это инструмент, широко применяемых в гибких методологиях, который нацелен на улучшение работы проектной команды путем анализа текущих результатов.

Что конкретно даёт менеджеру ретроспектива?

  • Возможность выявления не самых очевидных проблем, которые существуют в процессе работы на проекте.
  • Повышение эффективности проектной команды, как следствие решения этих проблем.
  • Устранение «усталости» процесса (очевидно, что если проект длиться более года-двух, то однообразность процесса может быстро надоесть, и в этом случае ретроспектива поможет «разбавить» процесс.
  • Право участия и принятия решений всем участникам команды без исключения.

В структуре проведения ретроспективы можно выделить четыре основных пункта:

  • сбор мнений (позитивных и не очень),
  • голосование и выделение основных проблем,
  • принятие решений,
  • фиксирование результатов

Читать далее

Поделиться статьей: